В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек
Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме.
Например,одна из тем лэпбука-это автоматизация звука «р» изолированно в слогах,всловах,в предложениях и в тексте
Название лэпбука: «Тигренок учится рычать» (рис.1)
Цель лэпбука:Автоматизировать у обучающегося звук [P] изолированно, слогах, словах, предложениях и в тексте
Задачи лэпбука:
1)Коррекционно-образовательные:
учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
развитие навыка определять позицию звука [P]в словах: автоматизировать звук [Р] в предложеннях, в текстах с использованием наглядных схем, автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р]. способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей,
– развивать связную речь.
2)Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, память, мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук. – стимулировать познавательную активность способствовать развитию коммуникативных навыков.
3)Коррекционно-воспитательные:
воспитывать усидчивость
формировать самоконтроль за речью.
развивать наблюдательность, инициативность.
Возраст: 5-7 лет.
Упражнения, используемые в лэпбуке
Цель:закрепить артикуляцию звука [P] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционногоаппарата.
Ход упражнения: предложить ребенку сделать артикуляционные упражнения.
Рис.2
2. Дыхательная гимнастика.
А)Насекомые
Цель: формировать продолжительную, сильную воздушную струю.
Ход упражнения: предложить ребенку сильно дуть на бабочек (подвешенных на нитке) так, чтобы они летали.
б) Облачко(рис.3)
Цель: формировать продолжительную, сильную воздушную струю.
Ход упражнения: предложить ребенку положить на руку маленькие кусочки ваты (облачко) и сильно дуть на руку
3.Звуковые дорожки(рис.4)
Цель: автоматизировать изолированный звук [Р].
Ход упражнения: предложить ребенку провести пальчиком по дорожке, произнося отчетливо звук Р.
4.Слоговые рычалочки(рис.5)
А)песенки тигренка
Цель: закрепить произношение звука [P] в слогах.
Ход упражнения: вслед за взрослым, ребенок должен повторить слоги: ра-ро, ру-ры, ро-ру; ра-ру-ро, ры-ру-ра и т.д.
б) Сладкоежка
Цель: закрепить произношение звука [P] в слога
Ход упражнения: вслед за взрослым, ребенок должен повторить слоги дра-дро, дру-дры, дро-дру; дра-дру-дро, дры-дру-дра и т.д.
5. Собери букву сам. (Рис.6.)
Цель: закрепить зрительный образ буквы Р. дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики. Закрепить данный звук в словах.
Ход упражнения: совместно со взрослым ребенок собирает букву Р из картинок, затем проговаривает слова.
6. Игра «Пчелка». (Рис.7)
Цель: формировать навыки звукового анализа
Ход упражнения: ребенок берет картинки из сложенной буквыР, называет слова, выделяя звук Р. Затем определяет позицию звука |Pl. передвигая пчелку на ромашки (три ромашки определяют позицию звука-начало, середину и конец слова)
7. Игра «Лабиринт». (Рис.8)
Цель: закрепить произношение звука [P] в словах, учить составлять слово из букв, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова пространственным значением (направо, налево, вверх).
Ход упражнения: взрослый предлагает ребенку вместе с тигренком побродить по лабиринтам и восстановить слова.
8. Волшебные скороговорки(рис.9)
Цель: автоматизировать звук [Р] в скороговорках, развивать темп, ритм, чёткость и громкость Произношения, слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Ход упражнения: предложить ребенку прочитать или повторить скороговорки. 8. Волшебные скороговорки.
9. Чистоговорки Тигренка. (Рис.10)
Цель: автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, развивать ритм, четкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Ход упражнения: предложить ребенку повторить за взрослым чистоговорки
10. Незаконченные предложения. Рис.11)
Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи, учить работать по схемам.
Ход упражнения: предложить ребенку составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома. труба. Рома купил трубу.
11. Тигренок-писатель.(рис.12)
Цель: автоматизировать звук [P] в связной речи.
Ход упражнения: предложить ребенку прочитать каждое предложение, заменяя картинки словами. Придумать название к тексту, затем пересказать.