Материально-техническое обеспечение ДОУ
Состояние материально – технической базы МБДОУ соответствует требованиям современного уровня образования, требованиям безопасности (ст.37 и 41: ч.6, ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), санитарно – гигиеническим нормам (п.2 ст.40 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»), физиологии детей, принципам функционального комфорта. Общая площадь здания детского сада составляет 2605,7 кв.м. В здании детского сада 13 групповых помещений с игровыми комнатами, спальнями, приемными, туалетными комнатами. Наполняемость в соответствии с муниципальным заданием — 315 человек. Общая площадь земельного участка составляет 10543 кв.м. Территория МБДОУ ограждена забором и озеленена, оборудована наружным освещением. Земельный участок делится на зону застройки и зону игровой деятельности. Зона застройки включает в себя основное двухэтажное здание, которое размещено в центре участка. Зона игровой деятельности включает 13 прогулочных участков, одну оборудованную спортивную площадку площадью 300 кв.м., уголок леса и цветники. Игровые площадки имеют теневые навесы, песочницы, малые архитектурные формы. На первом этаже расположены: 5 групп из них: 4 группы общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности, музыкальный зал, физкультурный зал, методический кабинет, кабинет заведующего, логопедический кабинет; кабинет педагога – психолога. Кабинет заместителя заведующего по АХР, медицинский кабинет, кабинет делопроизводителя, пищеблок, прачечная. На втором этаже расположено 8 групп: из них 7 групп общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности.
В методическом кабинете – компьютер 1 шт., МФУ, ламинатор, брошюратор, создана библиотека методической и детской литературы, наглядные пособия для реализации программы. Материально-техническая оснащенность образовательного процесса в ДОУ позволяет педагогам проводить образовательный процесс на достаточно высоком уровне. Педагогический процесс обеспечен учебно-методической литературой и дидактическим материалом. Образовательный процесс осуществляется с использованием видео, аудио техники, мультимедийного оборудования. В детском саду создан банк презентаций по различным тематикам, пополняется библиотечный фонд методической литературы, улучшается оснащенность дидактическими пособиями. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение федерального государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием дополнительных программ и технологий, обеспечивающее гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Методический кабинет функционирует с целью: организация методической работы с педагогами: консультации, семинары, круглые столы, педагогические советы, мастер-классы и т.д.; организация работы с родителями; организация работы библиотеки: методической, справочной, педагогической и деткой литературы; обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива. В музыкальном и спортивном зале проходят: музыкальные и физкультурные занятия; утренняя гимнастика, музыкальные, спортивные праздники; развлечения; досуги; НОД в кружках дополнительного образования; проведение семинаров, мастер-классов, презентаций. В кабинете заведующего проходят: индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями с целью создания благоприятного психо-эмоционального климата для сотрудников и родителей; развития профессионального уровня педагогов; просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей. Групповые помещения. Каждая группа имеет необходимый набор помещений: приемная, игровая комната, спальная комната, умывальная и туалетные комнаты. Групповые комнаты оснащены необходимой мебелью, в соответствии с антропометрическими данными ребенка, регулируемыми детскими столами и стульчиками, системой очистки и обеззараживания воздуха. Площади групповых помещений позволяют обеспечивать полноценную познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей в течение дня. В каждой возрастной группе создана предметно – развивающая среда, способствующая становлению личности ребенка. Для осуществления воспитательно – образовательного процесса в каждой возрастной группе имеется программно – методический комплект: программы, учебно – методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно – наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы), комплекты современных развивающих игр. Объекты спорта На территории ДОУ имеется 13 прогулочных участков, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются малые спортивные формы (спортивные стенки для лазания, оборудование для и развития равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников, спортивная площадка оснащенная необходимым физкультурным оборудованием. В детском саду созданы условия для образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста. В ДОУ имеется спортивный зал, оснащенный физкультурным оборудованием. НОД по физической культуре направлены на укрепление здоровья воспитанников и формирование представлений о здоровом образе жизни. В ДОУ созданы и поддерживаются на необходимом уровне материально-технические, организационные, методические условия для физического развития детей. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ отвечает требованиям основной общеобразовательной программы. В соответствии с требованиями СанПин в учебном плане предусматривается еженедельно непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию в физкультурном зале и на прогулке. В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности организуется «Неделя здоровья», проводятся соревнования среди детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, физкультурно-оздоровительной работой охвачены 100% детей ДОУ. При организации данной работы обеспечивается соблюдение безопасных условий жизнедеятельности обучающихся, соблюдение режима. Оснащение спортивного зала обеспечивает реализацию потребностей детей в двигательной активности, приобщение детей к здоровому образу жизни. Оборудование спортивного зала соответствует возрастным особенностям детей их антропометрическим показателям, соответствует требованиям безопасности. Имеется следующее оборудование:
- музыкальный центр;
- корригирующие дорожки деревянные;
- корригирующий мостик, корригирующие коврики (резиновые), корригирующие пазлы;
- массажёры “Тонус”;
- беговые массажные дорожки;
- гимнастические палки, скалки, шаблоны-отпечатки стоп;
- мелкие предметы для захватывания (шишки, каштаны, пробки, карандаши и т.д.);
- платочки, ленты, кубики, мячи разного диаметра, мячики резиновые «ёжики»;
- канаты, верёвки, скамейки;
- гимнастическая стенка;
- тренажёры «ходунки»;
- тренажёры, «диски здоровья»
- халахупы;
- корепаны (индивидуальные коврики для упражнений лёжа)
- фитбол мячи, мешочки с песком.
Музыкальный зал. Музыкальный зал обеспечен системой очистки и обеззараживания воздуха. Оснащение музыкального зала подобрано в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ, имеются:
- музыкальный центр;
- народные музыкальные инструменты для детского оркестра;
- портреты композиторов;
- сценические костюмы;
- атрибуты для игр;
- учебно – методические пособия.
Логопедические кабинеты. В детском саду 2 логопедических кабинета, которые соответствуют современным требованиям, оснащены методическим и организационным оборудованием. Оборудование кабинетов стимулирует активную речевую среду ребенка, имеет консультативную зону для родителей, специальную зону для постановки звуков, артикуляционной и фонетической гимнастики. Имеется следующее оборудование:
- зеркало;
- индивидуальные зеркала;
- шкафы для пособий;
- столы и стулья детские;
- письменный стол для учителя-логопеда;
- компьютерное оборудование;
- магнитная доска с набором дидактического материала;
- оборудование для развития моторики;
- учебно – наглядные пособия (картотеки, дидактические игры, наборы игрушек для инсценировки сказок и многое другое)
Кабинет педагога – психолога. К методическому оснащению работы практического психолога ДОУ можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.)). Методические средства, обеспечивающие психологическую деятельность.
- набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей;
- набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаики, наборы сюжетно-ролевых игр, маски, музыкальные инструменты и пр.) ;
- набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, бумага и т.д.);
- раздаточный материал для детей, родителей, педагогического коллектива ДОУ.
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Доступная среда Специально приспособленных объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Специальных устройств и пандусов для обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Организация индивидуального питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не предоставляется возможным.
В образовательной организации обеспечиваются условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В образовательной организации не предусмотрен (кроме официального сайта) доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида