Ребёнок пяти лет. Возрастные характеристики

Вашему ребёнку исполнилось 5 лет?! С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем. С пяти лет ребенок считается старшим дошкольником. Ребёнок становится физически более выносливым, что способствует и психологической выносливости. Пятилетний ребенок уже умеет управлять своими эмоциями и поведением, он менее подвержен перепадам настроения и его поступки становятся более предсказуемыми.

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит. Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас. Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.

В играх и общении у ребёнка формируется умение считаться с мнением окружающих, подчиняться требованиям взрослых, следовать необходимой в данном случае модели поведения и соблюдать правила игры.

Пятый год жизни – очень важный возрастной период. Именно сейчас закрепляются черты личности ребенка и его характер. Чаще всего поведение ребенка строится по образцу поведения его родителей – как ведут себя родители, так же ведёт себя и ребенок. Ведь взрослые для дошкольника – образец поведения. Поэтому не стоит удивляться «непослушанию» ребенка, если вы сами его никогда «не слушаете».

Жизненный опыт пятилетнего ребенка ещё маловат. Ребенок впитывает всё – и хорошее, и плохое, что есть в его окружении. Он может обмануть и тут же проявить справедливость. Ведь он ещё не дорос до «критичности» по отношению к себе и окружающим его взрослым людям.

Пока он начинает проявлять самостоятельность суждений только по

отношению к сверстникам. Он может заметить, что кто-то не помыл руки, не повесил одежду или другое. Но, в то же время, он может не заметить подобных «промахов» у себя. Тем не менее, это первые зачатки самостоятельного анализа окружающей действительности. Их нужно поддерживать, тактично подтверждая или опровергая замечания ребёнка. В дальнейшем, по мере накопления моральных ценностей, проявляя свою самостоятельность и независимость, дошкольник все точнее будет различать «хорошее» и «плохое» и будет действовать не так, как ему сказали или как ему «захотелось» (по прихоти), а так, как он считает правильным. Для развития в ребенке независимости суждений и поведения, очень важна демократичная обстановка в семье. Ребенок должен видеть что взрослый человек, в частности родители, могут тоже ошибаться, у них может что-то не получаться и т.п.

Если же родитель занимает авторитарную позицию, ребенок видит перед собой «недосягаемого» взрослого, он чувствует себя маленьким и беспомощным, и у него даже не возникает мысли о том, что родитель может оказаться неправ. Более того, он сам страшно боится ошибиться, поэтому предпочитает покорно выполнять требования старших. Такой ребенок часто не имеет собственного мнения, его жизненные позиции размыты. Он может превратиться в безвольного и безынициативного тихоню, не способного противиться всякому сильному влиянию. (Существует опасность, что такой подросток попадет в антисоциальную группировку, так как авторитарный стиль управления привычен для него, а иметь и отстаивать свое мнение он не научился).

Другой вариант развития постоянно подавляемой личности – вырастет авторитарный взрослый, который всегда прав и нетерпим к другому мнению. В этот возрастной период следует обратить внимание на самооценку ребенка. Раньше ребенок смотрел на себя глазами родителей и оценивал себя в соответствии с отношением взрослых к нему и их оценкой его поведения. В результате, у него сложилась определенная самооценка.

Теперь же, когда для ребенка приобретают значимость взаимоотношения с другими детьми и появляется определенный статус в детском коллективе.

Ответственность

В этом возрасте ребенок начинает понимать причинно-следственные связи: съел быстро холодное мороженое – заболел, не убрал игрушки – папа наступил на брошенную на пол машинку и сломал её и т.д. Подобный опыт способствует развитию в ребенке чувства ответственности.

Если в вашей семье уже существует несколько четких правил, и вы следите за их исполнением, то вы без труда сможете постепенно и ненавязчиво расширить круг посильных обязанностей ребёнка.

Поддерживая и не нарушая правила, вы будете постепенно формировать произвольное поведение. Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению. Если ребенок забыл убрать игрушки, просто ненавязчиво напомните ему. В случае затруднения – предложите свою помощь. Но не стоит слишком много внимания уделять несделанной работе. Просто выразите надежду, что завтра ваш ребёнок обязательно справится со своими обязанностями.

Интеллектуальное развитие

В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. Важно как формируются такие психические процессы как внимание, восприятие, мышление, память, воображение, от этого будет зависеть то, как ребёнок будет готов к школе.

Поэтому в этот период надо уделять много внимания развитию познавательных процессов. Предлагайте ребёнку интересные игровые задания и пособия. Рассказывайте об окружающих вас объектах и явлениях. В этом возрасте ребёнок способен запомнить очень большой объем информации. Ему интересно всё!

Ребёнок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано c окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, – это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

Некоторые знания и умения

Математика


1. Ребенок  умеет определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. Ребенок начинает различать правую и левую руку.
2. Ребенок знает основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник). Различает плоскостные и объёмные фигуры.
3. Ребенок знает цифры до 5. Считает предметы в пределах десяти, соотносит количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше-меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок владеет понятиями «ширина», «длина», «высота».                    7. Ребёнок начинает осознавать состав числа.

Логическое мышление, развитие мышления, памяти, внимания


1. Ребенок находит отличия и сходства между двумя картинками.
2. Ребенок складывает по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок умеет складывать разрезанную картинку из 8-10 частей.
4. Ребенок умеет не отвлекаясь, в течение 10 минут выполнять задание.
5. Ребенок называет обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза – домашние животные; зима, лето, весна – времена года и др.). Умеет находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
6. Ребенок умеет отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой надевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
7. Ребенок умеет подбирать противоположные слова:  стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
8. Ребенок умеет запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
9. Ребенок умеет видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие речи


1. Ребенок использует тысячу слов, строит фразы из 6-8 слов. Понимать речь ребенка должны не только родители, но и посторонние люди.
2. Ребенок умеет правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).
3. Ребенок умеет находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Умеет  самостоятельно составлять описание предмета.
4. Ребенок понимает значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
5. Ребенок умеет поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
6. Ребенок умеет пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.
7. Ребенок называет свое имя, фамилию, отчество, сколько ему лет. Ребёнок называет город, в котором живет. Ребёнок может назвать свой адрес.
8.  Ребенок умеет отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?Элементарные знания о себе и своей семье
1. Ребенок знает свои ФИО. Знает ИО родителей. Знает сколько ему лет, когда у него день рождения (дата и время года). Отвечает развёрнутым ответом на вопросы о членах семьи.
2. Ребенок знает о профессии родителей.
3. Ребенок может ответить на вопрос, в каком городе он живёт. Знает свой адрес.


Окружающий мир


1. Ребенок различает овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок знает о животном мире (отличие домашних животных от диких, виды животных, их описание).
3. Ребенок называет по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них. Ребенок знает, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Навыки самообслуживания


1. Ребёнок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии; учится завязывать шнурки. Его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок владеет санитарно-гигиеническими умениями. Ребёнок замечает неполадки в одежде.
3. Ребенок убирает за собой игрушки. Организовывает рабочее место. 

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер). 
  • Называть свое имя, фамилию, отчество. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты. 
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета и оттенки.

Внимание 

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы). 
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками. 
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, в пределах 5.Ребёнок должен соотносить число с цифрой.
  • Ребёнок может объяснить, в какой группе больше, меньше предметов. Как можно уравнять эти группы.
  • Попросите ребёнка сравнить предметы по длине, ширине.
  • Ребёнок уже хорошо ориентируется на листе бумаги. Ориентируется в пространстве относительно себя, относительно других предметов.
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?). 
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). 
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор. 
  • Складывать паззлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

  • Запоминать 7-8 картинок. 
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»). 
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»). 
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета. 
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.