КРУЖОК: «Картины из пластилина»

Руководитель кружка: Дмитриева Наталья Анатольевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №221»                                                          

 Одной из важнейших задач образования является раскрытие потенциала ребенка, его природных и специальных способностей на основе его интересов и потребностей. В этой связи дополнительное образование детей играет важную роль, поскольку дает возможность развивать у ребенка способность к восприятию целостной картины мира и отражению его в собственном творчестве, расширяет возможность проявления своего опыта, накопления необходимых навыков.

         Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

         Учитывая важность развития ручных умений ребенка и тот факт, что развивать руку необходимо с самого раннего детства, была разработана Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по пластилинографии «Картины из пластилина». Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). 

          Пластилинография – это вид декоративно – прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Эта техника доступна для детей, позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит определенную новизну в творчество, делает его более увлекательным и интересным. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, более выразительной и живой. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал, бусинки, нитки, бисер и природный материал: ракушки, камушки, шишки и т.д.

         Программа предназначена для кружковой деятельности с детьми (5-6 лет) и разработана на основе системно – деятельностного подхода.

         Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что в ходе проведе-

ния занятий по пластилинографиии у детей активизируется мышление, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

         Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Картины из пластилина». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.     

Направленность программы: художественно – эстетическая.

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста 5- 6 лет.

Количество обучающихся: 8 – 10 детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю (во вторую половину дня).

Длительность занятия: 20-25 минут.

Срок реализации программы: 1 год (с октября месяца – 32 занятия).

Цель и задачи Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

Цель: создание условий для развития личности ребенка, художественных способностей, нравственно – эстетического, познавательного развития, раскрытия способностей к самовыражению.

Задачи

Образовательные:

–  знакомство со способами деятельности и приемами пластилинографиии: скатывание, раскатывание, сплющивание, формирование цилиндра, размазывание в границах контура, прикрепление деталей к фону, декорирование поверхности с помощью стеки;

– способствовать формированию основ композиционных навыков;

– содействовать расширению познания детей о возможности пластилина – им можно не только лепить, но рисовать;

– способствовать формированию практических навыков работы с пластилином и умение творчески их использовать.

Развивающие:

Содействовать развитию:

–  мелких и точных движений пальцев рук;

– чувства цвета, пропорций, ритма;

– пространственного воображения, глазомера;

– способности к самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию:

–  самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, сотворчества;

– ответственности при выполнении работы;

– коммуникативных способностей.

Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми:                                            

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 77 с.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилинография». Фураева С.С. Воробьева Н.А. М.: Издательство ООО «АРТ ГАММА», 2018. – 48 с.
  4. Смирнова Т.В. «Художественно – эстетическое развитие детей 5 -6 лет. Занятия пластилинографией» – Волгоград: «Учитель», 2015. – 47 с.