Кружок “Картины из пластилина”

Image 18

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». 

(В. А. Сухомлинский)

Пластилинография – нетрадиционный вид изобразительной деятельности – это создание лепных картин с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Она выступает как синтез рисования, лепки аппликации. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Пластилинография выступает эффективным средством развития мелкой моторики в сочетании с развитием координации движений обеих рук. У детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются воображение, фантазия, эстетический вкус, творческие способности, эмоции, пространственное мышление. Дошкольник учится планировать свою деятельность. У него воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение, выдержка. Идёт постоянное обогащение словаря, реализуется познавательная активность. Обучение старших дошкольников пластилиновой живописи явилось результатом поиска новых интересных решений для развития мелкой моторики руки детей.

Пластилинографияэто техника, принцип которой заключается в создании пластилином рельефного изображения на бумажной, картонной или иной основе, благо даря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полу объёмные.

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.

 Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционный вид изобразительной деятельности –пластилинографию.

«Рисовать» картины из пластилина могут все: и маленькие дети, и дошкольники, идет и вместе с родителями. Интересно будет всем.

Для совместной деятельности воспитателя и детей я использовала рекомендации С. Е. Большаковой:

  •  развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, поэтому не нужно заставлять ребенка заниматься «через силу» это неэффективно; необходимо начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
  •  выполнение упражнений должно быть регулярным;
  •  нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения заданий;
  •  очень важно ободряющее поведение взрослого;
  •  ребенку всегда предлагается словесная инструкция – простая, короткая и точная;
  •  повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие приемы:

  • разглаживание одним пальцем или обеими руками;
  •  расплющивание, прищипывание;
  •  использование стеки;
  •  совместные действия (если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняет действие);
  •  смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов – получится многоцветный пластилин;
  •  украшение работы, дополнение деталями.

При успешном освоении пластилинографии каждым ребенком можно предлагать коллективные работы.

Работа по формированию навыков пластилинографии проводится в определенной последовательности:

Подготовительный этап

– дети осваивают приемы размазывание пластилина подушечками пальцев;

– вырабатывают правильную постановку пальца;

– учатся не выходить за контур рисунка;

– используют несколько цветов пластилина;

– размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивают его.

 Основной этап

– дети закрепляют освоенные навыки и выполняют более сложную работу, в процессе которой задействованы все пальцы ребенка;

– дети учатся доводить начатое дело до конца, работать аккуратно, действовать по наглядному образцу и по словесному указанию воспитателя;3

– получают оттенки путем смешивания разных цветов пластилина;

– самостоятельно выбирают рисунок для работы и цвет фона;

– создают творческие композиции.

 Итоговый этап

– дети вполне самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся художественный опыт и свое эмоционально – ценностное отношение к изображаемому объекту.

Работа с пластилином очень трудоёмкая, требующая от детей усидчивости. Природа дошкольников такова, что они не могут выдержать долгого сидения на одном месте, поэтому в процессе образовательной деятельности нельзя пренебрегать разминками для рук и физкультминутками.

ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ: «КАРТИНЫ ИЗ ПЛАСТИЛИНА»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем картины из пластилина рисовать.
А как? Вот так:

Image 20

«Ветер дерево качает,

Вправо, влево наклоняет.

И листочками играет»

Image 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.